Государственная регистрация прав на недвижимость в электронном виде
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрел возможность подачи заявления о регистрации в электронной форме. Для этого предлагается заполнить форму заявления либо на Портале государственных услуг, либо на официальном сайте Росреестра. В этом случае при регистрации прав на недвижимость госпошлина на 30% меньше.
При этом, электронная регистрация имеет определенные преимущества:
- Минимальные затраты личного времени.
2. Возможность зарегистрировать право в минимальный срок (1 рабочий день, если основание — нотариально удостоверенная сделка, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов).
Для регистрации на основании электронных документов действует общий срок — 7 рабочих дней. Однако практика показывает, что фактически она в любом случае осуществляется быстрее.
Как и при обычной регистрации, необходимо будет уплатить госпошлину. Сделать это можно как заблаговременно, так и после подачи заявления (в течение 5 дней).
Заполнение заявления и прикрепление документов
Заявление заполняется онлайн на сайте Росреестра. Оно имеет обязательные и дополнительные поля. Сопутствующие пояснения помогут заполнить его правильно.
Для подписания заявления требуется самый надежный вид электронной подписи — усиленная квалифицированная (далее — УКЭП). Для того же, чтобы ее использовать, необходимо получить сертификат подписи в специальном удостоверяющем центре (за плату). Перечень уполномоченных центров имеется на официальном сайте Росреестра.
После заполнения заявления к нему прикрепляются файлы с документами, необходимыми для регистрации, а именно: документ — основание для регистрации (договор, акт государственного органа, свидетельство о праве на наследство и т. д.).
В отдельных случаях могут потребоваться и иные документы:
- согласие органа опеки и попечительства при отчуждении собственности несовершеннолетнего;
- нотариальное согласие супруга второй стороны сделки при отчуждении совместного имущества;
- разрешение залогодержателя на продажу предмета залога и т. д.
Требования к документам при электронной регистрации
Закон устанавливает, что:
- Документ должен быть электронным, если при подаче бумажных документов требуется его подлинник. Причем имеются в виду не отсканированные бумажные документы, а изначально электронные документы в формате XML, созданные при помощи XML-схем, дающие возможность считать и проверить подлинность данных. Эти документы должны быть подписаны УКЭП лиц, от которых они исходят. Это означает, что договор должен подписываться УКЭП обеих сторон, а если сделка удостоверялась нотариусом — еще и УКЭП нотариуса.
- Если основанием для осуществления государственной регистрации прав являются: нотариально удостоверенная сделка, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, то нотариус сам может подать документы электронном виде, заверив их своей УКЭП.
- Документ может быть электронным либо представлять собой отсканированный бумажный документ, если при подаче в бумажном варианте допускается представление его в копии.
Учитывая, что законом допускается представлять в копиях лишь судебные решения, а также акты государственных и муниципальных органов, получается, что практически все необходимые для регистрации документы должны быть электронными.
Завершение онлайн-регистрации
О ходе регистрации (приостановлении, осуществлении) заявитель уведомляется Росреестром по электронной почте или посредством СМС через контакты предварительно указанные в заявлении. По окончании регистрации при желании заявителя предоставляется выписка из Единого государственного реестра недвижимости — также электронная, в виде ссылки на файл. Ссылканаправляется на указанный в заявлении адрес электронной почты. Файл заверяется электронной подписью государственного регистратора прав. Он имеет ту же силу, что и бумажный документ с подписью и печатью.