Реализация Национального проекта «Образование» в Кизилюртовском районе: проблемы и перспективы
25 августа в Кизилюртовском районе состоялся традиционный педсовет, но на этот раз в режиме видеоконференцсвязи. В нем приняли участие все педагогические коллективы и руководство Управления образования района.
Доклад начальника Управления образования Рустама Татарханова был построен в виде перечисления достижений педагогов и их учеников за прошедший учебный год и основных направлений образовательной деятельности школ и детских садов, центров дополнительного образования в текущем периоде. Особое внимание он уделил анализу итогов ЕГЭ, и вытекающей из него оценке качества обучения в общеобразовательных школах сельских поселениях.
Доклад построен на основе Национального проекта «Образование». Это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Ключевым отличием национальных проектов от «обычных» плановых документов и государственных программ является персональная ответственность за их исполнение. Напомним, что у каждого национального проекта есть куратор (вице-премьер), руководитель (глава профильного министерства) и администратор.
Прежде следует пояснить, чем отличаются новые Национальные проекты от предыдущих. Как пояснил Путин, тогда все же были госпрограммы: говорилось об общей проблеме, и выстраивалась общая работа по достижению, непонятно было как. Сейчас же есть цели, и под них конкретно выделяются ресурсы. И по каждому вопросу - персональная ответственность. "Таких инструментов мы раньше не применяли", - заключил президент.
Как сообщил Татарханов, в муниципальную систему образования Кизилюртовского района в данное время входят 43 образовательные организации: 11 дошкольных, 23 общеобразовательные, 8 дополнительного образования и одно учреждение закрытого типа.
В этом году за школьные парты сядут более 12 тысяч детей, 1461 из них пойдет в первый класс. «Это почти на тысячу детей больше, чем в прошлом году (первоклассников тоже больше на 300 человек). Мы должны обеспечить им качественное образование, - подчеркнул начальник Управления образования Татарханов. - Нужно, чтобы учиться было интересно и комфортно. Развитие образования в нашем районе, как и российского образования в целом, идет в условиях особого внимания к ребенку: внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты, формируется эффективная независимая система оценки качества образования, развивается система дополнительного образования».
Напомнив, что ключевые показатели развития отрасли определены майским Указом Президента РФ от 7 мая 2018г.№ 204, выполнение которых является приоритетным, он перешел к анализу проделанной работы в рамках концепции Национального проекта «Образование», включающей 9 федеральных проектов.
В соответствии с современными требованиями образовательные организации прилегающие к ним территории должны отвечать условиям безопасности, возможностям для организаций занятий спортом, внеурочной деятельности и дополнительным образованием (федеральный проект «Современная школа»). Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, составила 53 процента (показатель оценивается по 28 критериям, установленным Министерством образования и науки РД, и находится в открытом источнике, заполняется образовательными организациями самостоятельно).
Победитель конкурсного отбора республиканского проекта «100 школ» 2020 года Новочиркейская СОШ № 1 в установленные сроки (к 25 августа) завершила ремонт кровли, замену старых оконных и дверных блоков, полов, отделочные работы, ремонт асфальтированного покрытия двора за счет субсидии из республиканского бюджета в размере 1 919 310 тыс. руб., софинансирования из бюджета района (200 000 руб.) и меценатского вложения (374 000 руб.).
В рамках государственной программы «Развитие образования» произведен капитальный ремонт в шести школах: в Зубутли-Миатлинской СОШ заменены оконные блоки, отопительные котлы, отремонтирована теплотрасса; аналогичные работы произведены в Комсомольской школе, а также в Новочиркейской № 2, Чонтаульской № 1, Стальской № 2 и Нечаевской № 2. Общая стоимость капремонта в названных школах составила 19 млн 9 тыс. руб.
В целях обеспечения пожарной безопасности в школах Новочиркейская № 2, Комсомольская, Султанянгиюртовская № 2, Гадаринская, Акнадинская, Зубутли-Миатлинская, Нижнечирюртовская, Нечаевская № 1, Мацеевская, Чонтаульская № 1 и Стальской гимназии, в детских садах «Ветерок», «Теремок», «Звездочка», «Малыш», «Ласточка», «Василек» проведены работы по модернизации системы пожарной безопасности.
Отремонтирована автоматическая пожарная сигнализация (АПС) в школах Комсомольская, Гадаринская, Мацеевская, Чонтаульская, в Стальской гимназии, в детских садах «Теремок», «Малыш», «Ласточка». В Стальской гимназии и Гельбахской СОШ проведена работа по выводу пожарной автоматики «Тревожная кнопка» на пульт пожарного подразделения. Реконструированы эвакуационные выходы в детском саду «Соколенок».
Помимо перечисленного, проведены ремонтные косметические работы в школах и дошкольных образовательных организациях.
Проведена инвентаризация материально-технической базы пищеблоков на определение готовности к обеспечению горячим питанием обучающихся 1-4 классов. Во всех пищеблоках проведен текущий косметический ремонт. Всего пищеблоков - 23. Из них 5 типовых и 18 приспособленных. «Обращаю внимание на то, что пищеблоки в этом году будут работать с перегрузкой – большее количество детей на тех же площадях. Следовательно, эпидемиологические риски возрастут», - предупредил начальник УО руководителей школ, призвав их согласовать с Роспотребнадзором систему соблюдения всех санитарных требований в новом учебном году.
Идет строительство теплых туалетов в Кульзебской СОШ и Нечаевской СОШ № 2 и ремонт санузлов в Новочиркейских СОШ № 1 и 2.
34 медицинских кабинета в школах пока не лицензированы. «Приведение школьных медицинских кабинетов в соответствие с требованиями – дело весьма затратное. Подготовлены помещения, приобретено оборудование, получены соответствующие заключения Роспотребнадзора, и все эти документы переданы в лицензирующий орган. Не выданы Роспотребнадзором заключения по школам Нечаевская № 1, Гадаринская, Шушановская, Мацеевская и Новозубутлинская», - отметил начальник УО.
Все ОО подключены к сети Интернет.
Общая обеспеченность учащихся учебниками по району составляет 83%.
В районе 12 школьных автобусов, полученных с 2016 по 2019 годы. Все автобусы имеют лицензии на осуществление деятельности по перевозкам детей и готовы работать по маршрутам с 1 сентября.
В данное время в детских садах работают 93 педагогических работника. Все с соответствующим образованием и квалификацией. Повышение уровня квалификации педагогов осуществлялось через различные формы работы: курсы повышения квалификации, самообразование, аттестацию. «Однако у нас практически нет сетевого взаимодействия», - сообщил Татарханов.
Число воспитанников, получающих дошкольное образование в сельских поселениях, - 1306 в возрасте от 2-х до 7 лет при проектной мощности 940 мест. В системе электронной очереди АИС «ЭДС» зарегистрировано 2832 заявления. В районе - 10267 детей дошкольного возраста.
Доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, составляет 18%. Во всех детских садах организовано четырехразовое питание с соблюдением рекомендуемых наборов продуктов и рационов питания, позволяющих удовлетворить физиологические потребности дошкольников в основных пищевых веществах и обеспечить их необходимой калорийностью. В дошкольных учреждениях района соблюдается рецептура и технология приготовления блюд, составляется суточная проба готовой продукции, выполняются нормы вложения сырья, вкусовое качество приготовленных блюд в соответствии требованиям. Проводится витаминизация блюд.
Существующий дефицит мест требует совершенствования управленческих механизмов по обеспечению рационального комплектования детьми дошкольных образовательных учреждений. С целью доступности дошкольного образования и ликвидации очередности в дошкольные учреждения администрация района ведет активную работу по открытию в районе новых дошкольных образовательных учреждений. Так, в с. Кульзеб в 2020 году открылся сад на 60 мест, в сентябре здесь будет сдан в эксплуатацию еще и ясли-сад на 60 мест, в Нечаевке строится детский сад на 200 мест. Открытым остается вопрос развития вариативных форм дошкольных учреждений в районе, не реализуются возможности открытия семейных садов.
Важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Он сохранен на уровне предыдущего календарного года. Родительская плата за детский сад в Кизилюртовском районе составляет 850 рублей в месяц, освобождены от оплаты за присмотр и уход 18 родителей детей-инвалидов. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, многодетным родителям (законным представителям) предоставляются ежеквартальные компенсационные выплаты части в размере 20-50-70% от родительской платы в зависимости от количества детей в семье.
В условиях активного инновационного развития особую важность приобретает профессиональный уровень педагогических кадров. Сегодня особое значение приобретает профессиональное мастерство педагогов. Воспитатели детского сада участвуют во всех мероприятиях, конкурсах, проектах, проводимых на муниципальном и региональном уровнях. Воспитатель детского сада «Соколенок» Сулейманова ЗаграАмирхановна как победитель муниципального конкурса «Воспитатель года» примет участие в сентябре и в республиканском.
Одним из главных показателей качества образования в ДО являются информационная открытость и доступность. Все 11 дошкольных учреждений района имеют официальные сайты, на которых размещена необходимая информация об образовательной деятельности. Продолжается процесс обновления содержания дошкольного образования. Обеспечивается программно-методическое содержание ДОО, сохраняется единое образовательное пространство детского сада. Образовательная деятельность детских садов в истекшем учебном году была направлена на активное внедрение педагогических технологий, таких, как проектная и исследовательская деятельность, технология развивающего обучения «Элементарная математика в детском саду», «Дошкольникам о родном крае», «Шахматный детский сад». Доля детей, получающих дошкольное образование через разнообразные формы, с каждым годом увеличивается и составляет по итогам отчетного года 82,4%.
Практика показала, что систематическая оценка результативности деятельности, стимулирование инициативности каждого руководителя дошкольного учреждения позволяют значительно улучшить кадровый состав, посещаемость детских садов детьми, качество питания, повысить показатели привлечения внебюджетных средств, что в итоге повышает комфортность условий пребывания детей в дошкольном учреждении, а в целом регулирует качество образовательной деятельности. В детских садах необходимо выстраивать системную работу по подготовке ребенка к школе, должно быть взаимодействие в течение учебного года между дошкольными и общеобразовательными учреждениями на основании совместного плана работы.
В республике создана единая система оценки качества образования, в которую входят ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, и Кизилюртовский район является участником всех перечисленных мероприятий. Полученная в ходе государственной итоговой аттестации информация позволяет проанализировать различные стороны подготовки выпускников и на этой основе выявить сильные и слабые стороны преподавания отдельных предметов, наметить пути совершенствования образовательного процесса с целью повышения его качества. Единый государственный экзамен в 2020 году проводился по 10 предметам, сдавали его 288 выпускников. Как всегда наибольшей популярностью пользовались история, обществознание, биология, химия. ЕГЭ по русскому языку сдавали 172 человека, не преодолели минимальный порог 9% из них. Математику (профиль) сдавали 42 выпускника, не преодолели минимальный порог 30 %. Следует отметить, что знания выпускников школ по русскому языку, истории, литературе не отстают от среднего тестового балла по республике, однако по математике (профильный уровень), обществознанию, химии, биологии и физике значительно уступают.
Татарханов назвал выпускников, отличившихся на ЕГЭ. Это Саидов Сайгидпаша (Гадаринская СОШ, набрал 98 баллов по русскому языку), Савдатова Патимат (Зубутли-Миатлинская СОШ, 97 баллов по литературе). Отметил высокие баллы по математике (профиль) выпускников Новочиркейской СОШ №1 (Магомедова Аминат), Гельбахской СОШ (Газимагомедов Иманшапи) и Стальской гимназии (Арсланалиев Залимхан).
В соответствии с внесением изменения в Порядок выдачи аттестатов среднего общего образования в 2020 году аттестат «с отличием» получили только те выпускники, которые учились на «отлично», без учета сдачи ЕГЭ. Тридцать восемь выпускников получили аттестаты особого образца с медалями. Из 38 медалистов только 36% показали соответствующие результаты на ЕГЭ (5 медалистов получили отрицательные оценки).
У девятиклассников из-за пандемии по коронавирусу единые государственные экзамены были отменены, все выпускники 2020 года и зарегистрированные в базе для сдачи ОГЭ в количестве 987человек получили аттестаты.82 из них - с отличием.
В соответствии со ст. 8 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ ОО обязана обеспечить соответствие качества подготовки обучающих установленным требованиям. Смягчение правил награждения выпускников медалями не означает натягивания оценок, выставления необъективных оценок. Такая ситуация сложилась по причине отсутствия контроля качества обучения со стороны руководителей ОО, так как их халатное отношение свидетельствует о завышении оценок в ОО. Это дискредитирует сам принцип получения медали. Такая ситуация ставит под сомнение всю проводимую работу в ОО. К лицам, допустившим недочеты по контролю вышеназванных вопросов, будут приняты дисциплинарные взыскания с последующим обсуждением на педагогических совещаниях во всех школах района. Необходимо найти конструктивные решения Управлению образования, администрации школ по организации работы с педагогами по объективности оценивания учебных достижений учащихся.
Во Всероссийской олимпиаде на муниципальном этапе в прошедшем учебном году приняли участие 1167учащихся 7-11 классов. Победителями стали 457 человек. На региональном этапе призерами стали лишь три ученика. По технологии – Абитаева Гульбике, ученица 11 класса Султанянгиюртовской СОШ №1, медалистка, прославившая наш район и республику, она зачислена в московский технологический вуз. По литературе – Увайсова Жавзан, ученица 11 класса Султанянгиюртовской СОШ №2, медалистка. По астрономии - Магомедова Марьям, ученица 11 класса Стальской гимназии, медалистка. Спасибо педагогам, подготовившим наших призеров и победителей! Магомедовой Сакинат Исаевне - учителю технологии Султанянгиюртовской СОШ №1; Омаровой Индире Шахмардановне - учителю русского языка и литературы Султанянгиюртовской СОШ №2; Магомедалиевой Марине Хирамагомедовне - учителю физики Стальской гимназии.
В Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях, дает возможность оценить качество образования в стране и вести школам самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям - получать информацию о качестве знаний своих детей. Система оценки качества школьного образования в России является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Вторая – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования. Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР). Татарханов отметил, что школы Кизилюртовского района трижды попадали в число тех, у кого обнаруживали признаки необъективности результатов. Кроме того, наши учащиеся не принимают участия в международных исследованиях оценки качества образовании (PIRLS- международное исследование качества чтения и понимания текста для учащихся 4 классов;PISA- международная программа по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в области математической и естественнонаучной грамотности, а также грамотности чтения;TIMSS-– международное мониторинговое исследование качества математического и естественно - научного образования для учащихся 4, 8 и 11 классов, которое позволяют понять, насколько конкурентоспособной является школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха). «Эти исследования тоже в ближайшее время придут к нам», - пообещал начальник УО.
Стратегические задачи в сфере выявления и поддержки одаренных детей и молодежи поставлены Президентом России В.В. Путиным и на их решение нацелены концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Указ № 204, Федеральный проект «Успех каждого ребенка» с основными направлениями деятельности: Всероссийская олимпиада и другие интеллектуальные состязания; дополнительное образование детей; профессиональная ориентация; поддержка одаренных детей. В образовательных учреждениях района создан и обновляется банк данных одаренных учеников и программы кружков и дополнительных занятий. Проводятся в разных областях знаний «Брейн-ринги», предметные недели, музыкальные фестивали песен на родном, русском и английском языках, конкурс «Ученик года»,предметные конференции, конкурсы чтецов.
Итоги научно-практической конференции «Шаг в будущее» на республиканском уровне: первое место заняла Абитаева Гульбике из Султанянгиюртовской СОШ №1, второе место - Асадулаева Марьям из Новочиркейской СОШ №1 и Мусакаева Батули из Султанянгиюртовской СОШ № 2, третье место – Гаджиханова Хадижат из Зубутли-Миатлинской СОШ и Магомедов Муслим из Стальской СОШ №3.
Районный этап конкурса юных чтецов «Живая классика» прошел на высоком уровне. Три самых достойных чтеца участвовали в региональном этапе.
На Всероссийском конкурсе сочинений призером республиканского этапа стала Ахмедова Малика - ученица 5 класса Стальской гимназии (учитель - Ахмедова Саида Байтулаевна). «Следует отметить ежегодные успехи в этом конкурсе учащихся Зубутли-Миатлинской СОШ и Стальской гимназии», - подчеркнул докладчик.
Дистанционное обучение как условие для новаторства педагогов. «Анализируя опыт работы в проведении дистанционных уроков, надо отдать должное разработчикам таких платформ, как Яндекс.Учебник, Uchi.ru, Youtube, Wizio, ВКонтакте, ZOOM, которые в сжатые сроки организовали сервисы в помощь всем: и учителям, и родителям, и, конечно же, самим обучающимся», - отметил начальник УО. - Наши учителя и ученики справились с поставленными задачами. Взвесив все «за» и «против» приходим к выводу, что вернувшись в привычное русло, уже трудно будет отказаться от цифровых технологий. Это необходимо как детям, так и учителям».
«Все школы должны быть готовы вести обучение в дистанционном режиме, - заявил Татарханов. - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по надзору в сфере образования науки, Российской академией образования разработаны и утверждены методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. С целью обеспечения открытости при внедрении данных рекомендаций прошу их обсудить на педагогическом совете и рассмотреть с родительской и ученической общественностью».
Компетентные кадры во все времена являются важнейшим ресурсом повышения качества образовательной деятельности. Поэтому одним из ключевых федеральных проектов в рамках Национального проекта «Образование» является проект «Учитель будущего». На сегодняшний день в образовании района работают 1807 человек, в том числе 93 воспитателя, 66 педагогов – организаторов и 952 учителя. 20% педагогических работников моложе 25 лет, 58% имеют возраст от 25 до 40 лет, 22% -педагоги в возрасте 45 лет и старше. Проблема обеспеченности решается в основном за счет увеличения нагрузки педагогов.
В текущем учебном году прошли курсовую подготовку 112 педагогов. Специальные дистанционные курсы Краснодарского института развития образования для учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы окончили 449 учителей. Федеральный проект «Учитель будущего» определяет профессиональный портрет педагога, который будет в современной цифровой школе. Поэтому не менее половины учителей к 2024 году должны будут пройти профессиональную переподготовку, так как без творческого профессионального роста выполнить новые задачи, стоящие перед российским образованием, будет просто невозможно. Траектория образовательных маршрутов педагогов меняется с учетом образовательных результатов обучающихся. Это одна из задач управления качеством образования. Поэтому необходимо особое внимание уделять изучению новых требований к профессиональной деятельности, анализу качества образования в современной предметной области, образовательным технологиям, способствующим повышению качества образования. Начальник УО отметил и недостатки: не проводится в ОО диагностика профессиональных информационных потребностей педагогов, не определяется точка роста; слабо организуется работа педагогов по внедрению информационных потребностей.
Одно из средств повышения профессионализма учителя – конкурсы педагогического мастерства. Они создают благоприятную мотивационную среду. Победитель районного этапа конкурса «Учитель года» Ахмедова Саида Байтулаевна (учитель русского языка Стальской гимназии) на зональном этапе отмечена грамотой. Хайрулаева Мадина Дадаевна победила на муниципальном этапе и стала призером республиканского этапа конкурса «Лучший учитель родного языка». Призер районного этапа конкурса «Воспитатель года» Сулейманова Загра Амирханована (старший воспитатель детского сада «Сказка») в сентябре примет участие в республиканском этапе. Магомедова Зарият Магомедзайидовна (Зубутли-Миатлинская СОШ) - победитель всероссийского гранта «Лучшие учителя России – 2020 года». Айгубова Баху Абдусаламовна и Камалдинова Миседу Юнусовна (руководители центров «Точка роста») стали обладателями сертификата участника Всероссийской акции «Добрые уроки». Гимбатова Патимат Сайгидгусейновна - лауреат конкурса «Мой литературный герой». Шарипова Хусну Саадулаевна - призер республиканского конкурса «Музей военно-патриотический». Османова Сакинат Загидовна - победитель конкурса «Использование интерактивных средств на уроке». Магомедалиева Марина Хирамагомедовна (Стальская СОШ №3), Гаджиева Зульфия Пирахамаевна, Абдурахманова Напизат Магомедкамиловна (Зубутли-Миатлинская СОШ) - победители рейтинга «Лучшие педагоги – 2020 г.».
Огромный воспитательный потенциал имеют учреждения дополнительного образования. В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» внедряется персонифицированное финансирование дополнительного образования. Проведена огромная организационная работа по данному направлению. Разработана и принята нормативная база. С 1 сентября 2020 года планируется организовать обеспечение сертификатов учета дополнительного образования в соответствии с Правилами персонифицированного финансирования. 9850 школьников от 5 до 18 лет зарегистрированы в информационной системе «Навигатор дополнительного образования». Докладчик напомнил, что не все школы района имеют лицензию на осуществление деятельности по дополнительному образованию и что, по – прежнему, невысоким остается охват детей объединениями научно-технической направленности – чуть больше 8%. Год назад был создан муниципальный опорный центр (МОЦ) дополнительного образования на базе Центра детско-юношеского туризма, экскурсий и эстетического воспитания. Создана муниципальная межведомственная рабочая группа по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования детей МР «Кизилюртовский район». МОЦ осуществляет функции взаимодействия с УДО, ОО, в том числе и ДОУ, с отделом культуры, физической культуры и спорта, туризма и молодежной политики администрации Кизилюртовского района в реализации программ дополнительного образования детей; взаимодействует с региональным центром «Малая академия наук» Республики Дагестан. Первым этапом работы МОЦ стало формирование медиаплана и проведение мероприятий по информированию населения о внедрении новых форматов дополнительного образования детей. Разработан и распространен информационный (постер) материал о системе персонифицированного финансирования дополнительного образования. Проведена работа по выдаче сертификатов ДО, неоднократно проводились обучение, консультации ВКС по разработке дополнительных общеобразовательных программ, разъяснительная работа по наполнению личных кабинетов организаций в Навигаторе ПФДО, консультирование в режиме онлайн по работе на портале ПФДО (подушевое финансирование дополнительного образования).
В результате внедрения персонифицированного дополнительного образования расширяется спектр форм реализации ДО для детей, реализуются сетевая и дистанционные разноуровневые программы, которые позволяют раскрыть возможности личного роста каждого ребенка. МОЦ необходимо взаимодействовать с центрами «Точка роста» при внедрении программ ДО. На данный момент в муниципалитете реализуется пять сертифицированных оплачиваемых программ. Персонифицированное ДО детей – это система, предусматривающая закрепление обязательств государства по оплате того образования, в котором прежде всего заинтересован ребенок. Фактически за именным сертификатов будут закреплены бюджетные средства для оплаты кружков и секций ДО, которые ребенок сможет использовать в любой организации вне зависимости от форм собственности (муниципальные, частные организации ДО).
Федеральный проект «Цифровая школа». «Умные» инвестиции в образование позволят значительно улучшить качество человеческого капитала. Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой определены основные направления государственной политики в развитии цифровизации. В настоящее время в системе образования района внедрены и используются различные информационные системы АИС «Комплектование ДОУ», АИС «Контингент», АИС «Сведения ГИА», ФИС «ФРДО».На портале https://gosuslugi.ru сегодня доступны такие услуги, как запись в образовательную организацию и отслеживание очереди онлайн, проверка текущей успеваемости школьников. Не внедрена и не используется ОО «Российская электронная школа» (РЭШ). Это портал, который, в первую очередь, адресован педагогам, а также родителям и обучающимся. «Контент портала - учебно-методический, образовательный, культурный. На нем не только огромное количество уроков, но есть еще и специальный раздел, в который каждый педагог, пройдя экспертную оценку, может выложить свой урок или занятие.Правда,невсе педагоги владеют техникой и технологиями. Предстоит работа в части переподготовки учителей в целях использования платформы РЭШ.
Министерство культуры и Министерство просвещения Российской Федерации разработали культурные нормативы для школьников. Учащиеся должны будут посетить определенное количество выставок, музеев, спектаклей и посмотреть несколько фильмов в год. Для реализации данного проекта можно использовать цифровую образовательную платформу «Электронная школа». В «Электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятным материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по – новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми. Кроме уроков, на этой платформе будут располагаться виртуальныеэкскурсии по лучшим музеям России, лучшие театрализованные постановки, фильмы.
Федеральный проект «Современная школа» также реализуется в нашем районе. На базе пяти школ открыты Центры образования цифрового и гуманитарного профиля. Реализация данного проекта позволит обновить материально-техническую базу школ; сформировать у учеников современные технологические и функциональные зоны: кабинеты формирования цифровых и гуманитарных компетенций, в том числе по предметным областям «Технология», «Информатика» «ОБЖ». Помещения для проектной деятельности зонированы по принципу, включающего шахматную гостиную, медиазону. На оснащение Центров выделено более 8 млн руб. Закуплены ноутбуки, 3D конструкторы, манекены, квадрокоптеры, лазерный принтер, интерактивные комплексы. Самое главное, наши педагоги научились работать с этим оборудованием, они прошли обучение на онлайн-платформе. Работа педагогов сосредоточится на новых методах обучения и образовательных технологиях.
Татарханов подчеркнул, что общей составляющей всех национальных проектов является цифровизация деятельности. В сфере образования в период до 2024 года будет реализован федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Это и обеспечение доступа в интернет на высокой скорости для самых отдаленных школ, и онлайн-образование, и электронный документооборот.
Цифровая образовательная среда порождает ряд проблем, а с ними новые социальные вызовы для системы образования. Сегодняшних детей называют «поколением больших пальцев» - поколением людей, родившихся со смартфоном в руках. Какие риски в обучении и воспитании детей видят ученые, психологи? Клиповое мышление: больше 6 абзацев с интересом современные дети не читают; «критичность мышления равна нулю»: дети верят всему, что в интернете; «цифровое одичание»: 200 друзей на одного ребенка в соцсетях, а в жизни? Задача педагогов, взрослых наставников, которые рядом, предотвратить угрозы социальных медиа для подростков. Что предстоит делать? Учить детей и их родителей цифровой гигиене, а значит учить распознавать опасности (соцсети – это не парк, а опасные «цифровые джунгли»), учить думать, а не слепо доверять, учить переключать фокус внимания, чтобы избежать синдрома «цифрового наркомана», учить вести себя в условиях прозрачности соцсетей («за тобой наблюдают», «делай то, что нестыдно»), учить ответственности за свои слова и поступки и в жизни, и в интернете. Отсюда следует, что проект цифровизации образования наряду со стратегической задачей создания к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования всех уровней, имеет педагогическую задачу воспитания личности, социально ответственной, нравственно зрелой и готовой противостоять деструктивным течениям на просторах виртуального мира.
«Не могу не затронуть вопросы воспитательного аспекта. В системе образования района сохранены и получили дальнейшее развитие все направления и формы воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования и образовательных организациях. Работа, проводимая в области патриотического воспитания, приобретает значимый характер. Патриотическое воспитание имеет свою историческую особенность и базируется в основном на идеалах и принципах предшествующих поколений, которые оставили нам немало примеров мужества, отваги и бескорыстного патриотизма», - отметил начальник УО. Он перечислил множество мероприятий, проведенных в школах в прошлом учебном году, в которых приняли участие 8880 учащихся.
С 1 августа в районе проводится ежегодная акция «Помоги пойти учиться». Ее цель оказать помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Оказана материальная помощь одеждой и деньгами для приобретения принадлежностей 21-й семье из разных школ.
Одним из важнейших направлений профилактической работы в сфере образования является профилактика распространения идей экстремизма, терроризма среди учащихся, с этой целью, а также в рамках реализации Комплексного плана мероприятий по противодействию идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023гг. в РД в образовательных организациях района были проведены ряд мероприятий. В рамках реализации проекта «Сохраним наше будущее» и в целях обеспечения безопасности учащихся и образовательных организациях, а также выявления отношения учащихся к экстремизму и терроризму было проведено в школах района анонимное анкетирование среди учащихся 9-11 классов. В исследовании приняли участие более 1600 учащихся. Полученная информация позволяет сделать вывод об актуальности данной темы и информированности школьников по данному направлению.
Во всех образовательных организациях МР «Кизилюртовский район» в сентябре прошел Всероссийский открытый урок, приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны с проведением тренировок по защите детей и персонала от чрезвычайных ситуаций с привлечением представителя МЧС и с работниками отдела ГО и ЧС администрации МР «Кизилюртовский район». Тематика проведенных уроков, классных часов самая разнообразная: «Антитеррористическая безопасность для детей», «Школа безопасности», «Как выжить в экстремальных ситуациях», «Роль родителей в обеспечении безопасности детей», «История терроризма», «Знай и соблюдай», а также тренировочные мероприятия по эвакуации учащихся в рамках уроков ОБЖ (тушение пожара, оказание первой медицинской помощи, чрезвычайные ситуации).
«ЦДЮТЭиЭВ», «СЮНиТ», «ДШИ», «ДШИ №1» - это учреждения дополнительного образования, деятельность которых направлена на создание для детей и подростков простора для творчества, стимулирования развития индивидуальных способностей, интеллектуального, духовного и физического развития. Здесь проводят познавательные и развлекательные мероприятия, научные конференции, слеты, мастер-классы, участвуют в конкурсах, форумах и соревнованиях регионального и международного масштаба. Образовательный процесс в объединениях дополнительного образования строится на основе свободного выбора обучающимися направлений деятельности. Выбор конкретных направлений образовательной деятельности определяется интересами детей и подростков, потребностями семьи, запросами социума, культурными традициями, наличием ресурсов и специалистов соответствующего профиля. За отчетный период были охвачены в объединениях дополнительного образования «ЦДЮТЭиЭВ», «СЮНиТ», «ДШИ», «ДШИ №1» 1215 обучающихся. СЮНиТ работает по трем направлениям с охватом 332 обучающихся: техническое, художественное, естественнонаучное. В модели взаимодействия со школами «Станция юных натуралистов и техников» выступает в качестве ресурсного центра, который предоставляет квалифицированные кадры и обеспечивает методическую базу учебного процесса по программам предметных, ориентационных курсов и сотрудничает с 8 образовательными учреждениями района.
Основная деятельность ДЮСШ №1, ДЮСШ №2, ДЮСШ №3, ДЮСШ №4 включает в себя работу всех спортивных отделений в рамках учебно-тренировочного процесса и мероприятия по вовлечению максимального числа детей в систематическое занятие спортом, выявлению их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом, воспитанию устойчивого интереса к ним, формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни. Всего по району охвачено спортивными секциями 1216 детей. Учебно-тренировочный процесс осуществляется путем выбора видов спорта. Обеспечивают подготовку резервов для сборных команд по различным видам спорта, готовят судей по спорту.
Система образования должна гибко реагировать на запросы семьи и общественности. Один из вопросов, волнующих родителей сегодня, режим работы образовательных учреждений: школ, детских садов, учреждений дополнительного образования. Родители заинтересованы в том, чтобы ребенок целый день был в школе, детских саду, в учреждении дополнительного образования под присмотром педагогов. В школе вопрос решается через организацию образовательного процесса, внеурочную деятельность и дополнительное образование. По такой же схеме мы должны планировать работу в детских садах.
В завершении своего выступления Татарханов сказал, что деятельность Управления образования направлена на реализацию государственной политики в сфере образования, обеспечение программно-целевого планирования, проектного управления поступательного развития системы образовании и эффективного управления ею. «На районных методических объединениях учителей, совещаниях руководителей будут подробно проанализированы все аспекты деятельности образовательных учреждений за 2019-2020 учебный год», - пообещал начальник УО.