Новости и события

Настройки отображения страниц
Настройки размера шрифтов
Настройки цветов

В Дагестане идет общественное обсуждение проекта Концепции преподавания родных языков и литератур

Министерство образования и науки Республики Дагестан до 13 августа 2020 года организует общественное обсуждение проекта Концепции преподавания родных языков и родных литератур в образовательных организациях.

Данная Концепция призвана стать ориентиром и организационной основой решения задач, связанных с развитием системы преподавания языков и литературнародов Дагестана в образовательных организациях республики.

Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законов Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»,«Об образовании в Российской Федерации», «О государственном языке Российской Федерации», закона Республики Дагестан «Об образовании в Республике Дагестан», Концепции преподавания родных языков народов России.

Предложения и замечания можно направлять на адрес bari-9@mail.ru, указав в теме письма «Концепция», или по телефону 8(8722) 67-84-71.

 

Проект

 

Концепция  преподавания родных языков и родных литератур в образовательных организациях Республики Дагестан

 

1. Общие положения

Концепция преподавания родных языков и родных литератур (далее – Концепция) призвана стать ориентиром и организационной основой решения задач, связанных с развитием системы преподавания языков и литератур народов Дагестана в образовательных организациях Республики Дагестан.

Основной целью изучения родных языков и родных литератур в образовательных организациях РД является приобщение подрастающих поколений к родному языку, родной литературе и культуре, сохранение и развитие родных языков, гармоничное развитие языков, литератур, культур народов Дагестана, двуязычия и многоязычия  в республике.

В соответствии с Конституцией РД (ст.11) государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и все языки народов Дагестана.

Концепция базируется на приоритетных положениях о необходимости всестороннего развития родных языков в полиэтнической среде Республики Дагестан как основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Концепция ориентирована на актуализацию обучающего, воспитательного  и развивающего потенциала регионального образования как органической части российского образовательного пространства. Она направлена на удовлетворение языковых образовательных потребностей обучающихся, совершенствование этнокультурной и социокультурной ситуации, обеспечивающей успешное обучение родным языкам в условиях дагестанско-русского двуязычия.

Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законов Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «О государственном языке Российской Федерации», закона Республики Дагестан «Об образовании в Республике Дагестан», Концепции преподавания родных языков народов России.

2. Значение учебных предметов «Родной язык», «Родная литература» в современной системе образования

 

Забота о сохранении и развитии родных языков как основы всей духовной культуры дагестанских народов возлагается на органы государственной власти Республики Дагестан, важная роль при этом отводится системе образования.

В соответствии с действующим законодательством и нормативными актами родной (русский, аварский, даргинский, кумыкский, лакский¸ лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский ,рутульский, татский,  ногайский, чеченский, азербайджанский) язык и родная (русская, аварская, даргинская, кумыкская, лакская¸ лезгинская, табасаранская, агульская, цахурская, рутульская, татская, ногайская, чеченская, азербайджанская) литература (в дальнейшем – родные языки и родные литературы) представлены в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» и направлены на воспитание у обучающихся ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, осознание причастности к традициям и культуре своего народа, обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся практической грамотности, речевой, читательской и общей культуры как фундамента для дальнейшего непрерывного образования.

Учебные  предметы «Родной язык» и «Родная литература» включены в инвариантную часть учебного плана образовательной программы и являются обязательными для всех учащихся республики. Изучение родного языка и родной литературы в общеобразовательных организациях формируется ими самостоятельно, с учетом примерных основных общеобразовательных программ всех уровней школьного образования.

ФГОС дошкольного образования определяют, что вовлечение в образовательный процесс детей дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), содержание и образовательные задачи которых определяются основной образовательной программой дошкольного образования и  частью, формируемой участниками образовательных отношений.

ФГОС общего образования предусматривают разработку образовательной организацией программ по родным языками родной литературе соответствующего уровня образования.

В профессиональных образовательных организациях Республики Дагестан предусмотрено преподавание дагестанской литературы (литературы народов Дагестана на русском языке) в качестве дополнительной дисциплины в рамках общеобразовательного цикла образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. В педагогических колледжах по программам СПО родные языки изучаются в рамках  инвариантной части учебного плана профессиональной подготовки специалистов.

Приоритетными в определении содержания и преподавании родных языков и родных литератур в образовательных организациях являются личностно-ориентированный,компетентностный,лингвокультурологический подходы и научно-методическое сопровождение, базирующееся на эффективной реализации инновационных педагогических технологий. Такое преподавание определяет принципы, цели и задачи преподавания родных языков и родных литератур, отбор содержания, организацию образовательного процесса и оценку достижений обучающихся.

3. Цель и задачи Концепции

 

Цель настоящей Концепции заключается в обеспечении высокого качества преподавания родных языков и литератур в образовательных организациях Республики Дагестан в соответствии с требованиями образовательных стандартов, с современными тенденциями развития многонационального общества.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

1) принятие закона «О языках народов Дагестана»;

2)совершенствование содержания предметов «Родной язык» и «Родная литература» на всех уровнях общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и настоящей Концепции;

3) разработка и издание примерных образовательных программ, учебников, учебных пособий, учебно-методических комплектов по родным языкам и литературам;

4) внедрение в практику эффективных образовательных технологий, соответствующих возрасту и интересам ребенка, уровню его владения родным языком, предполагающих формирование языковых, коммуникативных, культурологических компетенций для развития родной речи;

5) совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по родным языкам и родным литературам для всех типов школ;

6)повышение эффективности управления качеством преподавания родных языков и родных литератур;

7) усиление роли СМИ в распространении и изучении родных языков и литератур, в информировании населения о ценности родных языков, двуязычия и многоязычия, в формировании ответственности за сохранение родного языка как хранителей культуры народов Дагестана;

8)издание детской художественной литературы и фольклорных произведенийна языках народов Дагестана.

Исходя из вышеизложенного, определяется статус Концепции как нормативного документа республиканского уровня, устанавливающего цели, задачи, основные направления изучения родных языков и литератур в Республике Дагестан.

 

4. Проблемы изучения и преподавания родных языков и литератур в Республике Дагестан

 

В Республике Дагестан функционируют 1247 мононациональных школ и 213 школ с многонациональным составом учащихся.

Преподавание осуществляется на 14 родных языках (русский, аварский, даргинский, кумыкский, лакский¸ лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский и рутульский, ногайский, чеченский, азербайджанский). Всего в этих школах обучаются 417972 учащийся. Изучением родных языков должны быть охвачены все учащиеся 1–11 классов образовательных организаций РД. В настоящее время в республике работают 2813 учителей родных языков и литератур, из числа которых 2186 человек имеют соответствующее образование и квалификацию. 461 учитель имеет высшую квалификационную категорию. Учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет режим работы (пяти- или шестидневная учебная неделя). Преподавание на родных языках осуществляется по разным вариантам учебного плана, рекомендованным примерными основными образовательными программами дошкольного общего, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Образовательные организации  РД в основном работают по учебному плану, в котором отводится 3 часа на изучение родного языка и родной литературы. Образовательные учреждения вправе самостоятельно увеличить количество часов, отводимых для изучения родных языков и родных литератур за счет часов части плана, формируемой участниками образовательных отношений.

В целях обеспечения учебного процесса учебниками и учебными пособиями в республике осуществляется подготовка и издание программно-учебной литературы. Примерные образовательные программы по родному (аварскому, даргинскому, кумыкскому, лакскому, лезгинскому, табасаранскому) языку и литературному чтению на родном (аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, табасаранском) языке начального общего образования введены в федеральный реестр образовательных программ Министерства просвещения РФ.

Повышение качества преподавания родных языков и литератур предполагает регулярную работу по анализу состояния и результатов использования школами эффективных коммуникативных технологий изучения родных языков и литератур; совершенствование методики преподавания родных языков и литератур с комплексным использованием традиционных и инновационных методов, приемов и средств преподавания; проведение мониторинга динамики учебных достижений учащихся, обучающих семинаров, курсы, мастер-классы в целях формирования готовности учителей родных языков и литератур к использованию в своей деятельности инновационных образовательных  технологий.

4.1. Проблемы мотивационного  характера

 

В развитии филологического образования народных языках требуются усилия в поиске мотиваций для овладения детьми родными языками, привлечения школьников к чтению, внедрение в образовательный процесс современных технологий, способствующих повышению интереса к родному языку и родной литературе.

В настоящее время на повышение качества изучения родных языков и литератур негативное воздействие оказывает ряд объективных факторов мотивационного характера. Сегодня наблюдается снижение интереса к родному языку у детей и взрослых, обусловленное отсутствием национальной однородности в городской среде. В сельской местности родной язык занимает более прочные позиции, но зона его функционирования ограничивается практически бытовой сферой. В связи с процессами урбанизации и миграции населения сокращается численность проживающих на селе носителей коренных дагестанских языков. В сложившейся языковой ситуации изучение родных языков как учебного предмета в образовательных организациях становится единственным способом их сохранения и развития. Только обязательное изучение родного языка в государственной школьной системе может послужить гарантией для сохранения и развития.

Преподавание родных языков должно осуществляться с учетом уровня владения учащимися языком на всех уровнях непрерывного образования, начиная с дошкольного. Вместе с тем в городских дошкольных образовательных организациях не изучаются родные языки, в то время как ранний возраст является наиболее оптимальным для овладения языком.

Вопросы мотивации обусловлены отсутствие мединого дидактического подхода к обеспечению непрерывного обучения родным языкам и литературам в дошкольных и школьных образовательных организациях на общих психолого-педагогических, лингводидактических и лингвистических основах обучения.

В условиях городских образовательных организаций надо вести целенаправленную работу по повышению роли семьи в сохранении родных языков и литератур, этнокультурных ценностей.

Таким образом, существенными факторами поддержания мотивации является использование родных языков в семейном общении, осознание обучающимися историко-культурной ценности дагестанских языков, чему способствуют интегрированное этнокультурное образование, развитие образовательных и воспитательных форм работы с использованием родных языков и литератур.

4.2. Проблемы содержательного характера

Структурными элементами содержания образования по родным языкам и литературам являются:

– лингвометодические и литературоведческие основы, принципы построения, содержание, технологии и методики обучения родным языкам и литературам, воспитания и социализации обучающихся в процессе их изучения;

– педагогические кадры, обеспечивающие систему преподавания родных языков и литератур;

– основные и дополнительные образовательные программы по родным языкам и литературам.

В содержании преподавания родных языков представлен необходимый для овладения учащимися-дагестанцами учебный языковой материал.Однако не в полной мере дифференцируется учебный материал с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения родным языком, что в первую очередь относится к учащимся городских школВ целостной системе преподавания родных языков на всех уровнях и во всех группах образовательного процесса должны быть реализованы принципы преемственности, последовательности и систематичности, дифференцированности на основе единых лексических и грамматических норм для каждого уровня владения родным языком, интеграции родного языка с другими гуманитарными дисциплинами, а также представлены планируемые результаты освоения учебного предмета и механизмы их достижения.

 

Родная литература является частью предметной области«Родной язык и родная литература». В образовательных организациях республики должно осуществляться преподавание литературы народов Дагестана.

Содержание образования по родной и дагестанской (на русском языке)литературе должно быть направлено на восприятие и изучение высокохудожественных литературных произведений дагестанских писателей (как классиков, так и современных писателей и поэтов).

Курс родной литературы как первоосновы для развития устной и письменной речи учащихся, их образного мышления, способности эстетического восприятия и оценки произведений словесного искусства, приобщения детей к эмоционально-образному способу мировоззрения и миропонимания своего народа, формирования навыков самостоятельного чтения художественных произведений и вынесения личностных оценок нуждается в совершенствовании. В преподавании родной литературы должна быть осуществлена ее интеграция с другими гуманитарными предметами, чтобы у учащихся в совокупности выстроилась целостная мировоззренческая система.

4.3.Проблемы методического  характера

 

Внедрение ФГОС и изменения, происходящие в лингводидактике, предполагают обновление методического сопровождения преподавания родных языков и родных литератур на всех уровнях образовательного процесса. Преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предполагает совершенствование методологии и методик обучения родным языкам и изучения родных литератур, создание научно обоснованных современных моделей билингвального обучения; разработку учебных и методических пособий по родным языкам и литературам, ориентированных на развитие различных компетенций; стимулирование издания учебников, хрестоматий, учебно-методических пособий по родным языкам и литературам

Требует повышения качество преподавания родных языков и литератур путем: обеспечения учащихся учебно-методических комплектов (УМК) по родным языкам и литературам, разработанных в соответствии с ФГОС; разработки методических пособий по подготовке и проведению итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам родных языков и литератур; создания экспертного органа для независимой оценки учебников и учебных пособий, методических материалов, рабочих программ по родным языкам и литературам.

В языковом и литературном образовании необходимы внедрение и применение информационно-коммуникационных технологий в сферу обучения, создание и поддержка интернет-сайтов на родных языках, способствующих сохранению духовного наследия народа, популяризации родных языков; создание и расширение электронной базы по литературам народов Дагестана в сети Интернет.

Для совершенствования преподавания родных языков и литератур необходимо продолжить комплексные исследования в области языкознания и литературоведения, являющиеся теоретической основой методик родных языков и родных литератур; разработка орфографических словарей по литературным языкам народов Дагестана, отражающих нормы правописания на современном этапе, утвержденные правительственной орфографической комиссией; подготовка нормативных грамматик  по литературным языкам народов Дагестана; дальнейшая разработка школьных словарей, в том числе толковых и терминологических.

 

4.4. Кадровые проблемы

 

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей родных языков и литератур, особенно в части подготовки учителей начальных классов в условиях двуязычной и многоязычной среды, осуществляется не в полной мере. Отсутствуют специальные программы повышения квалификации для педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях. Несовершенство системы наблюдается и в повышении квалификации учителей начальных классов, учителей  родного языка и родной литературы.

Необходимо создать эффективную систему подготовки педагогических кадров для образовательных организаций, отвечающую современным требованиям, которые обеспечивают соответствующий уровень образования, систему стимулирования деятельности педагогических работников образовательных организаций, профессиональная работа которых связана с использованием, преподаванием и распространением родных языков.

5. Основные направления реализации Концепции

 

5.1. Общие направления

Изучение родного языка и родной литературы – одна из основ личностного развития обучающихся, формирующая уникальные качества самовыражения, база для сохранения многонационального российского сообщества.

Преподавание родного языка и родной литературы в образовательных организациях Республики Дагестан происходит в условиях двуязычия и многоязычия. Русский и родной языки функционируют параллельно. Родной язык служит опорой для изучения русского языка в мононациональных сельских школах. В настоящее время в процессе билингвального обучения русский язык является языком обучения, родной язык – предметом обучения. Необходимо изучить языковую ситуацию в городах и сельских поселениях и связанные с этим различные аспекты двуязычия и многоязычия. Такой подход позволит определить модели двуязычного и многоязычного образования.

Развитие системы преподавания родных языков и литератур возможно  при максимальном использовании потенциалов образовательной среды в целях обеспечения качественного изучения родного языка и родной литературы и реализации творческих способностей на родном языке. Образовательная среда имеет широкие возможности для поддержания и развития коммуникативных и лингвистических компетентностей обучающихся через развитие межпредметных связей, использование языка во внеурочных, дополнительных формах деятельности. Другим средством развития системы преподавания выступает обеспечение возможности непрерывного изучения родного языка и литературы в образовательных организациях в рамках не только специальных предметов, но и факультативных курсов и других форм деятельности как лингвистического, так и этнокультурного содержания в учебном и воспитательном процессе. Непрерывность обучения обеспечивает в первую очередь поддержание качественного лингвистического знания и  сохранение языковой учебной среды.

5.2. Учебные предметы «Родной (русский, аварский, даргинский, кумыкский, лакский¸ лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, татский, азербайджанский, ногайский, чеченский) язык» и «Родная (русская, аварская, даргинская, кумыкская, лакская¸ лезгинский, табасаранская, агульская, цахурская, рутульская, татская, азербайджанская, ногайская, чеченская) литература».

 

Изучение родных языков и литератур в концептуальном осмыслении и проектировании должно выстраиваться в образовательных организациях в соответствии с уровнями образования (дошкольное, начальное, основное общее образование, среднее общее образование).

Дошкольное образование

 

Дошкольное образование – уровень общего образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Дошкольное образование должно стать первым этапом в развитии полилингвальной и мультикультурной личности.

Организация педагогического процесса  в рамках создаваемой с учетом специфики национального образования обучающе-воспитывающей среды в детском саду может осуществляться: 1) через систему занятий по изучению родного языка в условиях мононационального и многонационального детского сада; 2) через изучение дагестанского фольклора, этнографии и культуры путем создания соответствующей предметно-пространственной среды; 3) через различную образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательных областях ФГОС ДО. 

Концепция предусматривает приоритетность функционирования в республике двух моделей дошкольных образовательных организаций, реализующих этнокультурное содержание: 1) мононациональные сельские дошкольные организации с использованием родного языка в обучении и воспитании, реализующие билингвальное образование.В мононациональных сельских детских садах обучение родному  языку должно носить коммуникативно-творческую направленность. В таких детских садах образовательная деятельность до пяти лет должна осуществляться на родном языке по всем образовательным областям согласно ФГОС ДО (физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).Образовательная деятельность с 5 лет до 7 лет проводится на русском языке как втором родном по образовательным областям: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие»;2) многонациональные городские и поселковые дошкольные образовательные организации с русским языком обучения, реализующие этнокультурное содержание в образовательной деятельности. В многонациональных детских садах обучение языкам народов Дагестана должно осуществляться дифференцированно: для детей, которые не владеют и слабо владеют своим родным языком. Обучение родному языку должно иметь коммуникативно-культурологическую направленность и проводиться, начиная с четырех лет. Языковой материал следует интегрировать в содержание всех образовательных областей согласно ФГОСДО.

В республике функционируют дошкольные образовательные организации только с русским языком обучения.

Предусматриваются меры по изменению содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольного образования в плане повышения уровня их языковой и методической компетентности, овладения методикой раннего речевого развития детей в образовательном и воспитательном процессе ДОО. 

Начальное общее образование

 

Существовавшие ранее типы образовательных организаций, дифференцированных по языку обучения и имеющих разный статус (мононациональные школы с родным языком обучения и многонациональные школы с русским языком обучения), в настоящее время заменены одной моделью с обучением на русском языке. Обучение и воспитание в мононациональной начальной образовательной организации осуществляются на русском языке, родные языки изучаются как предмет.

Народные традиции, фольклор, национальная литература, музыка и живопись, художественные промыслы и ремесла, этнопедагогика – все это в той или иной мере должно стать составной частью содержания образования. Требует рассмотрения вопрос, связанный с организацией начального общего образования на родном языке в мононациональной  сельской школе, для чего образовательный процесс должен быть обеспечен переводными учебниками по предметам начального образования (математика, окружающий мир). 

На этапе начального общего образования должны быть реализованы задачи: овладение всеми видами речевой деятельности в соответствии с Примерной образовательной программой по родному языку для начальной школы, осознание явлений родного языка и речи, выработка первоначальных представлений о системе и структуре родного языка как основы формирования универсальных учебных действий, языковых знаний и коммуникативных навыков¸ воспитание интереса и внимания к родному языку, литературное развитие учащихся, приобщение их к родной литературе, формирование основ гражданской идентичности. Процесс обучения родному языку должен быть направлен на развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, овладение правилами речевого этикета, обогащение активного и потенциального словарного запаса.

Основное общее образование

 

Программа основного общего образования по родным языкам нацелена на достижение  метапредметных и предметных целей обучения, формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций; воспитание уважения к родному языку; развитие речевой деятельности, коммуникативных умений и навыков, владение родным литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; формирование готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; освоение знаний о родном языке, основных норм литературного языка, речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств языка; формирование сознательного отношения к языку как явлению культуры; освоение знаний об устройстве языковой системы родного; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку.

Программы по родным литературам направлены  на  ознакомление учащихся с творчеством дагестанских писателей и поэтов,  историей и культурой народов Дагестана; развитие навыков восприятия, интерпретации, оценки художественного произведения; систематизацию представления учащихся об историческом развитии родной литературы; формирование читательских умений; развитие культуры устной и письменной речи с опорой на текстуальное изучение художественных произведений; воспитание поликультурной личности с толерантным и уважительным отношением к представителям других народов; формирование навыков перевода отдельных фрагментов литературного произведения с родного на русский и с русского на родной языки.В изучении родной литературы в основной школе соблюдается соотношение программного материала: 75% – родная литература, 25% –литература других народов Дагестана (в переводе на родной язык).

Среднее общее образование

На этапе среднего общего образования (старшая школа) необходимо обеспечить:развитие способности свободно общаться в различных формах и на разные темы на родном языке; устойчивый интерес к чтению как способу познания культуры родного народа и других культур, уважительное  отношение к ним.

Содержание среднего общего образования должно быть направлено на совершенствование коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций, всех видов речевой деятельности, а также знаний языковых норм литературного языка и средств речевого этикета и  разных функциональных разновидностей родного языка.

На этом этапе изучается хронологический историко-литературный курс родной литературы. Преподавание родной литературы в старших классах направлено на формирование системного представления о путях развития родной литературы, овладение учащимися знаниями по истории литературы как о непрерывном процессе, нравственно-эстетическое развитие читателя, умеющего постигать своеобразие литературных произведений, на основе усвоения культурных ценностей народов Дагестана, совершенствование культуры устной и письменной речи.

Изучение родных языков и литератур в системе профессионального образования (среднее и высшее)

 

Для повышения качества обучения родным языкам, литературам и подготовки педагогических кадров, в том числе учителей родного языка и литературы необходимо:

• сохранение, изучение, развитие и повышение функциональности родного языка и литературы в педколледжах и вузах Республики Дагестан;

•повышение уровня владения студентами родным языком и готовности его использовать в соответствующих сферах жизнедеятельности общества как средства межкультурной коммуникации;

•формирование у студентов педколледжей и вузов речевой культуры на родном языке;

• создание научно-методических, образовательных условий для повышения языковой культуры студентов и привлекательного имиджа родного языка и литературы путем введения на всех факультетах занятий по культуре родной речи и по литературе народов Дагестана;

•достижение качественно нового уровня профессиональной подготовки, профессионального развития учителей родных языков и литератур для всех типов образовательных организаций республики;

•разработка и реализация современных образовательных программ по родным языкам и литературам;

• создание учебников и методических пособий на родном языке для вузов, образовательных организаций среднего профессионального образования;

• разработка и внедрение эффективных технологий обучения родным языкам и литературам;

• внесение предложения в профильные министерства РФ по увеличению численности приема студентов на русско-дагестанское отделение филологического факультета ДГУ и на факультет дагестанской филологии ДГПУ;

• увеличение приема в магистратуры ДГУ, ДГПУ по подготовке учителей-предметников по специальности «Родной язык и литература»;

• определение приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований аспирантов и докторантов в области языкового образования, формирование целевого приема в аспирантуру по соответствующей номенклатуре.

Семейное воспитание на родном языке

Семейное воспитание является основополагающим звеном в системе образования на родном языке, формирующим личность ребёнка как представителя своего народа и гражданина. Знание обрядов и обычаев своего народа, участие с ранних лет вместе с родителями в народных праздниках приобщают детей к национальной культуре. Реализуя семейное воспитание с учетом традиций народной педагогики, необходимо ориентировать родителей, педагогов и общественность на создание в семье условий для воспитания у детей любви к родному языку.

Эффективность овладения родным языком в процессе семейного воспитания предполагает:

– создание в семье речевой среды на родном языке.

–воспитание уважения к старшим и забота о младших.

–воспитание трудолюбия (с учетом возраста ребенка).

–приобщение ребенка к родной литературе, фольклору, культуре своего народа.

В системе педагогического и психологического просвещения родителей необходимо предусмотреть создание консультационных центров, организацию при учебных заведениях родительских университетов, материнских школ, школ молодых семей и молодых родителей, в которых проводится изучение родного языка и традиций народной педагогики.

 

6. Основные меры по реализации Концепции по родным языкам и литературамв системе школьного образования:

1. Сохранение, изучение и развитие функциональности родного языка и литературы в общеобразовательных организациях, а также в учреждениях дополнительного образования.

2.Модернизация содержания образования, технологий, методик преподавания родных языков и литератур, развитие у обучающихся мотивации к изучению родного языка:

•совершенствование педагогических форм и технологий работы (поисковой, исследовательской и проектной деятельности), а также методов, способствующих эффективному обучению родным языкам и преподаванию родных литератур; исследование дифференцированных методик преподавания родных языков и литератур для городских и сельских школ;

•обновление, развитие и внедрение учебно-методических комплектов по родным языкам и литературам с использованием мультимедийных средств:

— обновление  авторских коллективов;

—апробация УМК;

—экспертиза УМК;

— грифование учебной литературы (включение в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования);

— постоянный мониторинг качества УМК по родным языкам и литературам;

•соблюдение преемственности в обучении родному языку на уровнях дошкольного и начального общего образования.

3. Расширение возможности для поддержки функционирующих мононациональных школ:

•разработка и издание на языках народов Дагестана линий УМК по родным языкам и литературам для НОО и  ООО;

4. Повышение качества изучения родных языков и литератур  в многонациональных школах республики:

•укрепление учебно-методической и материально-технической базы процесса обучения родным языкам и литературам;

• разработка механизма разделения классов в школах с многонациональным составом учащихся на подгруппы при изучении родного языка с разноуровеневой языковой компетенцией (в одном классе вместе сидят дети, владеющие  родным языком, слабовладеющие и совсем не владеющие);

5.Ввести в ФГОС компетенции по родным языкам с обязательной государственной итоговой аттестацией.

6.Повышение профессионального мастерства учителей родных языков и литератур путем:

•дифференциации рабочих программ по методике обучения родному языку(в городских и сельских школах) в практике профессионального образования;

•развития системы стажировочных площадок по обучению родным языкам и преподаванию родных литератур на базе лучших образовательных организаций республики;

проведения регулярных мероприятий на муниципальном и республиканском уровнях (конференций, конкурсов, фестивалей, форумов, смотров и др.) по сохранению и развитию родных языков и литератур, содействующих распространению педагогического опыта, укреплению связей между образовательными организациями, межкультурному общению обучающихся;

разработки эффективной системы поощрения учителей, добивающихся высоких результатов в преподавании родных языков и литератур.

 

7.Развитие сетевого взаимодействия между образовательными организациями для реализации совместных образовательных и методических проектов, взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся и общественными организациями.

8.Создание различных типов и моделей этнокультурных образовательных организаций на основании запросов участников образовательных отношений с учетом языковых особенностей, культуры, традиций народов республики:этнокультурные образовательные организации, воскресные школы, летние школы (лагеря) юного филолога в местах компактного проживания населения одной национальности.

 

7. Условия и механизмы реализации Концепции:

•разработка плана мероприятий по реализации Концепции;

•создание материальных условий, которые предполагают определение затрат на научное, научно-методическое, материально-техническое обеспечение реализации приоритетных направлений Концепции;

•усиление и активизация образовательно-воспитательной работы в преподавании родных языков и литератур, повышение ее эффективности;

•развитие инновационных практик обучения в системе обучения родным языкам и литературам;

разработка подпрограммы «Сохранение и развитие  языков народов Дагестана» (2021-2023гг) в рамках Государственной программы Республики Дагестан «Развитие образования  в Республике Дагестан»  на 2015 – 2025 годы.

 

•обеспечение открытости процесса реализации Концепции.